Белорусским производителям продуктов питания предлагают объединяться для совместного выхода в российские торговые сети.
Такую инициативу озвучил генеральный директор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолий Акантинов. Проект инициативы носит название «Белорусские продукты питания». Суть ее сводится к тому, что производители продуктов питания создают некое объединение, которое будет представлять их интересы на рынке страны-соседки.
Перспективность попадания «в сеть» налицо: на российском рынке сетевики имеют более 50% всего оборота товаров, что открывает для белорусских продуктов широкий рынок.
Так Акантинов констатировал, что сейчас большая часть отгрузок белорусской продукции в Россию носит сырьевой характер. Фактически, Беларусь является поставщиком молочной, мясной и прочей продукции для российского рынка, где она впоследствии перерабатывается и продается в качестве готового продукта. В то же время он уверен, что белорусским предприятиям по силам продавать свою продукцию под собственным брендами.
По его мнению, нашим производителям сейчас необязательно пытаться любыми силами протиснуться в ведущие ритейлерские сети России, например, Х5. Для начала можно было бы попробовать войти в сети «второго эшелона» и региональные. По данным Акантинова, некоторые из представителей ритейлеров Санкт-Петербурга и Калининграда крайне заинтересованы в поставка белорусской продукции. Вплоть до того, что готовы в своих супер- и гипермаркетах открывать целые белорусские отделы.
Еще один вариант сотрудничества с российскими сетевиками – это выпуск продуктов питания под их собственной торговой маркой. Это позволяет загрузить предприятия.
Впрочем, с обоими подходами не согласна директор ООО «РитейлМаркетинг» Татьяна Закжевская. Она считает, что выпуск продукции под чужими брендами хорош только для сетевиков, которые действительно на этом зарабатывают. В то же время производитель от таких сделок часто имеет крайне малую прибыль. А в случае срыва, по каким-либо причинам, поставок – и вовсе нарывается на огромные штрафы.
Что до сотрудничества с сетями «второго эшелона» и ниже, то, по ее мнению, белорусские производители достойны большего.
«Скажите, в какой еще стране продукты питания производят по ГОСТам? В России в те же продукты могут подмешивать чего угодно. Белорусские продукты – качественнее, из качественного сырья. Так почему мы должны продавать товар премиального класса в среднем и низком ценовом сегментах? Клеймо «белорусская продукция» - это проходная карточка в России почти всегда, т.к. там знают и любят наши продукты», - считает Закжевская.
Как сообщила Закжевская «Ежедневнику», у белорусских производителей есть все шансы активно работать в крупных ритейлерских сетях России. Сейчас им мешает это делать лишь два фактора – планирование и логистика.
«Наша пищевая промышленность была рассчитана на территорию Беларуси и вся логитистика и посадка производства была соответствующей. В любом городе есть хлебокомбинат, мясокомбинат и дальше по списку. Белорусы умеют работать с Беларусью. Российские сети с точки зрения ассортимента дошли до очень жестких стандартов. Они фиксируют ассортимент и жестко отбирают туда товар.
Ключевым моментом для производителя является обеспечить постоянную поставку этого товара. Так что здесь две проблемы: планирование и логистика. Когда речь идет о сетях с тысячами магазинов, то потери колоссальные. Некоторые производители не выдерживают таких объемов.
Что касается планирования, то многие белорусские компании часто даже не знают, что они будут выпускать завтра. Сколько артикулов, например, у наших производителей конфет? Сотни, тысячи. А сколько у того же «Марса» и «Сникерса»? Десяток. А теперь сравните их объемы… Все зависит от логистики и планирования. По большому счету, это две основных проблемы, которые мешают проникать на российский рынок», - заключила Закжевская.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии