Не люблю прописные истины, но все же скажу: дизайн интерьера спальни - прямая противоположность рабочему кабинету или студии. Там - активная деятельность, здесь - полноценный отдых. В спальной комнате нам не надо думать о том, какое впечатление наш интерьер произведет на гостей. Это наш интимный уголок, и мы можем подобрать для него наши любимые цвета. По этому поводу не без юмора высказалась известная английская актриса Патрик Кэмбел (1865-1940), чье настоящее имя Беатрис Стелла Тэннер: «В спальне вы можете делать что угодно: вы ведь не на улице, и шансов напугать лошадей у вас очень мало». Удачный дизайн интерьера спальни неизбежно отразит ваши вкусы и тайные пристрастия.
По утверждению Сэмюеля Гослинга, профессора Техасского университета в Остине и постоянного автора журнала «Проблемы личности и социальной психологии», в спальне существуют свои секреты.
По инициативе Гослинга его студенты опросили 15 человек, которым предложили составить впечатление о характере хозяев спален, исходя из интерьеров комнат (фотографии и личные вещи были предварительно убраны В как возможные подсказки).
Детективы-добровольцы не оказались сильны в таких нюансах, как экстравертность, эмоциональная уравновешенность или готовность идти навстречу другим, но вот прямодушие и открытость они подметили точно. Между тем, как считает Гослинг, эти черты характера даже при общении с самим человеком распознать в нем не так легко.
Я, конечно, не думаю, что в спальне может витать призрак ее хозяйки, хотя такие поверия имели место (известно, например, что страстный коллекционер, рекламный магнат Чарлз Саатчи приобрел кровать Трейси Эмин за 150 тысяч фунтов стерлингов, ожидая встречи с этой эксцентричной особой), но все же спальни многое могут сказать об их владельцах.
Маститый парижский дизайнер интерьеров Альберто Пинто, один из самых элегантных джентльменов, которых мне доводилось встречать, начал свою профессиональную карьеру в 1960-х годах и по сей день пользуется огромной популярностью во всем мире. Любопытно, что у него нет «своего почерка», а если и есть, то его невозможно описать в двух словах. Пинто всегда ставит во главу угла особенности личности клиента и подстраивается под его вкусы и желания.
Интерьеры, выполненные Пинто, - настоящий шик, но в то же время в них чувствуется некая сдержанность. У вас невольно возникает желание обогатить декор какими-то дополнительными деталями. Недавно Пинто переехал в новую квартиру, выходящую окнами на Сену. Декорируя ее, он дал волю своей фантазии. Вход в величественный салон украшают колонны ионического ордера, обрамляющие дверь из сварочного железа в стиле Директории. Пинто замыслил квартиру как роскошный номер в фешенебельном отеле. Здесь огромная спальня, часть которой служит в качестве гостиной. Нашлось место и для зоны, которую можно считать студией мэтра. В одном конце спальни находится сделанная в Америке в конце XIX столетия софа красного дерева, обитая зеленым бархатом. Вокруг французской кровати (тоже красного дерева) в стиле ампир стоят кресла, в которые так и хочется усесться - настолько хорошо выполнен их дизайн и оформлен внешний вид. Сам хозяин, как мне почему-то кажется, предпочитает беседовать с гостями, сидя на своей любимой кровати.
А вот традиционная японская спальня - полная противоположность европейской. В ней практически нет мебели. По утрам постельные принадлежности убираются во встроенные шкафы или их развешивают на воздухе, чтобы проветрить. В спальне остаются лишь коврики - татами. В течение дня спальня служит японцам как жилая комната, но даже и тогда вы в ней почти не увидите мебели или каких-либо элементов декора. Разве что низкий столик, подушки и небольшое зеркало, всегда прикрытое шелковой занавеской. Ее отдергивают, только когда хотят взглянуть на свое изображение (таков уж национальный обычай - может, и суеверный). Альков украшает непременная икебана из нескольких веточек, поставленных в специальную вазу. Над ней - картина, нарисованная тушью, или листок с изречением. Вряд ли вы поймете его смысл, но несомненно восхититесь каллиграфическим мастерством, с которым выписаны иероглифы. Стены из натурального дерева обычно покрыты беловатыми бумажными обоями, но иногда их красят в кремовый или приглушенный светло-зеленый оттенки. Фактура стен почти всегда шероховатая. Двери и оконные рамы - деревянные. Японцы прикрывают окна экранами из тончайшей бумаги, смягчающей дневной свет. Несмотря на многофункциональность, комната в каждом японском доме дышит покоем. Стоит переступить ее порог, и вас охватывает чувство безмятежности.
Конечно, мало кто из нас, европейцев или американцев, избрал бы для себя японский образ жизни, но некоторые элементы национальной архитектуры Японии можно смело позаимствовать и применять на Западе. Уверяю вас: они не будут выглядеть чужеродно.
Сейчас становятся все более популярными многофункциональные спальни, причем совершенно различных стилей. Думаю, что это разумно. В сегодняшней сумасшедшей жизни наше жилище все чаще напоминает гостиничный номер, где все необходимое должно быть под рукой, а интерьер и дизайн квартиры - быть практичным, в том числе и вся мебель. Эту тенденцию точно уловил Джонатан Рид, оформляя спальню в одной из лондонских квартир. В ней достаточно места, чтобы двое загруженных делами людей могли спокойно работать и отдыхать. Своей умиротворенной атмосферой комната чем-то напоминает дом японцев - наверное, потому, что в ней преобладают бледные и приглушенные (например, бежевые) тона. В этой спальне можно принимать кого угодно - даже не близких друзей, а деловых партнеров.
Хотя спальня предназначена в основном для отдыха, в интерьере комнаты должно быть достаточно свободного пространства, чтобы вы, передвигаясь по комнате, не натыкались бы постоянно на мебель. Главная роль отведена, разумеется, кровати. У прикроватных столиков - роли второго плана. Остальное - произвольная «массовка». Предметы, окружающие кровать, располагаются в определенной симметрии. Скажем, ящики из шкафов должны выдвигаться в центр композиции. Количество мебели - дело ваше, но, повторяю, старайтесь не загромождать комнату.
Элегантные спальни существовали еще в незапамятные времена. Если суровые и неприхотливые предки современных британцев - причем не только простолюдины -спали на звериных шкурах или на подстилках из мха, уподобляясь ежикам, укладывающимся на кучки сухих листьев, то некоторые другие народы отличались изнеженностью и любовью к роскоши - особенно знать. В Ветхом Завете можно прочитать о царях, почивавших на золотых и серебряных одрах, стоявших на мраморных возвышениях. Бронзовые ложа ассирийских владык были богато инкрустированы драгоценными каменьями. У древних греков и римлян ложе было показателем социального статуса. Греческие клине - что-то среднее между кроватью и софой, без изголовья и подушек -являлись настоящим произведением искусства. Кстати, на них и спали, и ели, облокотившись на локоть.
Кровати в более или менее нынешнем понимании появились в XIII веке - тогда же, когда и балдахины.
Балдахин оберегает от сквозняков и холода, но в старые времена его роль была шире - он символизировал власть и могущество. Кровати с балдахином первоначально принадлежали лишь царствующим особам и крупным государственным деятелям.
Сегодня, когда почти во всех домах есть отопление, необходимость в балдахинах отпала. В странах жаркого климата иногда их роль отводится легким муслиновым занавескам, но защищают они домочадцев не от сквозняков, а от настырных насекомых. Мне вообще не нравятся тяжелые шторы, отделяющие кровать от остального помещения. Я люблю обзор, поэтому и оконные шторы мне не по душе. К тому же на зашторенной кровати скапливается пыль. Я вполне согласна с Карлом Ларссоном, популяризатором светлых спален. В своих интерьерах он допускал лишь легкие хлопчатобумажные занавеси перед кроватью. В начале XX века вся Швеция дружно с ним согласилась и, несмотря на достаточно холодные скандинавские зимы, отказалась от прежних, тщательно отгороженных альковов.
Я, впрочем, допускаю балдахины на кроватях, в конструкции которых присутствуют четыре столбика. Такие кровати имеют скульптурную форму и хорошо смотрятся в комнатах, где потолки высокие, а остальная мебель - низкая.
В спальне большую роль играет симметричность и точность размещения всех предметов. В этом смысле зрительный эффект для дизайна интерьера дает прикроватная спинка в изголовье. В ней есть и практическая польза: удобно сидеть, если вы надумали почитать что-нибудь на сон грядущий, да и стена не портится. Высокая спинка кровати делает интерьер более импозантным, а низкая - изящнее. Но в обоих случаях она должна быть достаточно прочной. Разумеется, кровать не может быть элегантной без простыней и покрывала высшего качества. Прикроватные столики, которые вы видите на этом фото, - произведения Брэй-Шейбла.
Алексей, ведущий дизайнер интерьера студии "8 Арок"
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии