Ситуация, когда наблюдатели на белорусских выборах лицезрят лишь филейные части счетчиков, стала уже классикой жанра. На минувших местных выборах вновь была в моде классика. При этом не видимый миру подсчет голосов производится в стиле "давай сделаем это по-быстрому". Хотя утверждать, что наблюдение превратилось в сизифов труд, я бы не торопился.
Не смыкали очей, но главного не увидели
Александр Волчанин из Жодино на недавних выборах вел кампанию без дураков. Подчеркиваю потому, что часть оппозиционеров на сей раз отбывали номер.
Волчанина, фельдшера скорой помощи с многолетним стажем, в округе каждый знает. Если для кого-то "от двери к двери" — политтехнологический прием раз в несколько лет, то он на каждом дежурстве в двух десятках квартир бывает.
Несмотря на популярность и активную агитацию, этот оппозиционер из Объединенной гражданской партии стал на выборах в горсовет лишь вторым, набрав около 30% голосов. При этом в день основного голосования, 25 апреля, оказался лидером, но отбросила назад пресловутая пятидневная "досрочка".
"В избирком наших представителей не включили, — рассказал мне Волчанин. — Но я сформировал свою команду из пяти наблюдателей, все — члены ОГП". В период досрочного голосования они дежурили даже по ночам, сидя в машине и не спуская глаз с дверей участка. Когда среди ночи двое незнакомцев вроде как хотели туда войти, сразу была поднята тревога, и Волчанин сигнализировал аж в МВД.
Но эти героические усилия не помогли. Когда 25 апреля начался подсчет голосов, наблюдателям пришлось сидеть в десяти метрах от стола и видеть, как говорит экс-кандидат, "две шеренги спин" членов комиссии. При этом голоса "считали по-быстрому".
"Если бы мы видели каждый бюллетень и убедились в чистой победе соперника, то я первым пожал бы ему руку, — говорит Волчанин. — Но этого не было".
И его округ в этом смысле не исключение.
Цыплят по "Весне" считают
"Наблюдатели не имели возможности непосредственно наблюдать подсчет голосов", — сообщается в предварительных выводах независимого мониторинга выборов в советы 26-го созыва, опубликованных на сайте упорно не регистрируемого властями правозащитного центра "Весна".
Как отмечается в публикации, "в подавляющем большинстве случаев наблюдателям были отведены места, находящиеся на расстоянии ад 3 да 10 метров от стола, за которым членами участковых комиссий велся подсчет голосов (…). Те, кто пробовал подойти к столу, сразу же удалялись из помещения, в некоторых случаях с помощью сотрудников милиции".
Иные комментаторы заговорили о вырождении института наблюдения в белорусских условиях. И впрямь — много ли проку, если заявления о махинациях базируются лишь на загадках, подозрениях? Многих ли поймали за руку?
"Действительно, в нынешних условиях предотвратить фальсификации, поймать с поличным силами наблюдения практически невозможно", — соглашается один из организаторов независимого наблюдения правозащитник Валентин Стефанович.
И все же, по его убеждению, неблагодарный труд примерно двухсот наблюдателей от "Весны" и Белорусского Хельсинкского комитета на местных выборах не пропал напрасно. Ведь мониторинг велся "от и до". Наблюдатели с цифрами и фактами в руках засвидетельствовали, что распиаренные властями поправки в избирательное законодательство де-факто оказались и впрямь декоративными, как бы ни обижался на этот эпитет глава государства.
Например, доля представителей оппозиционных партий в территориальных избиркомах составила 0,12%, в окружных — 1,4%. Именно оппозиционеров отсеивали с особым усердием. На 70-80% комиссии были сформированы из старых проверенных кадров, сообщают правозащитники. Иначе говоря, квоту в треть, пожертвованную по новому закону партиям и организациям, вертикаль практически под завязку заполнила своими людьми.
Наблюдатели зафиксировали некоторые послабления на стадиях регистрации инициативных групп и кандидатов, в фазе агитации. Но это "компенсировалось" латентным давлением на активистов (что стало, как отмечают многие комментаторы, "фишкой" минувшей кампании). Имели место политически мотивированные увольнения, утверждают правозащитники. Равно как и случаи цензуры агитационной продукции. К тому же кампания в принципе выглядела убого из-за скудости казенных средств на агитацию, неудобных мест для массовых мероприятий.
Наконец, зафиксирован не только рекорд досрочного голосования (29,3% от общего числа избирателей и 37% от числа проголосовавших!). "Стоит отметить, что результаты досрочного голосования существенно отличаются от результатов волеизъявления избирателей в основной день голосования", — подчеркивается в выводах мониторинга.
Это то, что, по словам посла Швеции Стефана Эрикссона, не укладывается в законы математики и логики, "если не считать, что досрочно голосуют люди с другой планеты".
Капля камень точит
Непрозрачность подсчета голосов — это главная, принципиальная претензия. Ее в один голос высказывают наблюдатели и от оппозиционных партий, и от правозащитных организаций, и от зарубежья. В отчетах наблюдателей — целый ряд примеров, на фоне которых "случай Волчанина" отнюдь не уникален.
"Конечно, резкая диспропорция между результатами досрочного и основного голосования не является юридическим доказательством фальсификаций, — говорит Валентин Стефанович, — но это сильный психологический фактор".
По его словам, "сейчас, когда закон требует оглашения результатов раздельного подсчета голосов, вертикаль попала в более жесткие рамки. Кое-где это поломало систему, и оппозиционерам начислили по 25-30% голосов, а не по 5-7%, как обычно прежде. И уже видно, что электорат оппозиционеров поддерживает, что в основной день они даже выигрывают".
"Не знаю, что власти придумают на президентских выборах", — добавляет Стефанович. Это же скандал для вертикали, если официальный лидер на каких-то участках будет, скажем, вдвое проигрывать в основной день, отмечает правозащитник. Видимо, чиновникам придется изощряться…
Да, Европа подошла к оценке местных выборов достаточно сдержанно. Но мягкий прессинг продолжается. БДИПЧ совместно с Венецианской комиссией оценит изменения в избирательное законодательство. Можно спрогнозировать, что без очередного домашнего задания официальному Минску не обойдется. И почти наверняка будет вновь сделан акцент на расширении прав наблюдателей.
Издевательская убогость этих прав очевидна. Напомню: минувшей осенью даже не замеченный в гнилом либерализме белорусский ЦИК пытался ходатайствовать перед президентом насчет их расширения. Но поправка не прошла.
Вряд ли руководство страны разгонится смягчать законы, и особенно создавать рай наблюдателям, на президентских выборах. А если и отсыплет горсть новаций, то, скорее всего, таких же декоративных, как и прежде.
Более серьезный торг по поводу уступок может начаться уже после президентской кампании. Потребность в западных деньгах и необходимость иметь тыл в противостоянии с Россией — вот два соображения, способные подтолкнуть белорусское руководство к некоторым послаблениям.
Впрочем, эксперты предостерегают оппонентов режима от правового фетишизма. Доселе власть прекрасно адаптировалась к изменениям законодательства. В белорусских условиях на исход политической борьбы скорее повлияют некие форс-мажоры, нежели подправленные параграфы.
Но в любом случае неблагодарный труд независимых наблюдателей — та капля, что точит камень.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии