Вы здесь

Минск, который мы можем потерять

Минск

Председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович - человек неспокойный, переживающий за судьбу исторического наследия. Накануне международного дня памятников он провел для всех желающих своеобразную экскурсию по историческому центру Минска и назвал ее «Страчаны горад».

- То, что исторический центр Минска был разрушен во время войны - миф. Считается, что Минск был уничтожен на 80 процентов. Но есть документы, которые свидетельствуют о другом. В докладной записке минского городского исполкома ЦК КПБ в сентябре 1944 года расписана оценка утраты коммунального фонда Минска - 53%. При этом исторический центр практически полностью уцелел. Это видно по многим картографическим материалам.

Во второй половине 60-х годов началось тотальное уничтожение Немиги, после, в середине 70-х, Машеровым была выдвинута идея снести весь Верхний город и разбить на его месте зеленую площадку с видовыми точками. Слава Богу, минская интеллигенция дошла до ЦК КПСС, и Верхний город признали памятником архитектуры и градостроения. В 80-х годах проводились масштабные исследования и разрабатывались проект регенерации центра Минска. Но ничего не было реализовано.

В середине 90-х годов появилась новая проблема - вместо реставрации увлеклись муляжированием. Исторические здания XVIII - XIX столетия сносились, а на их месте из нового материала строились муляжи-копии.

Наконец, в 2004 году указом президента была утверждена концепция реставрации, регенерации, реконструкции и благоустройства Минска. А в 2006 году принят детальный план исторического центра Минска. К сожалению, с 2006 года он нарушается все время.

Прокомментировать экскурсию Антона Астаповича «Комсомолка» попросила начальника управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Беларуси Игоря Чернявского.

ул. Кирилла и Мефодия, 4

Антон Астапович: Создана парафия Святого Юзефа, люди молятся за возвращение бернардинского костела католической церкви. Но здание это сохраняется благодаря существованию в нем архивов, хотя интерьеры полностью нарушены. В 2006 году принято решение горисполкома монастырь приспособить под отель, в 2007 году проект утвердили. Но спорный проект было решено переделать в сторону расширения культурно-музейных функций. Проект, который есть сейчас, предусматривает гостиницу и небольшой археологический музей на месте раскопок 2008 года. Но во время исследовательских работ здесь открываются уникальные росписи, интерьерный декор, обнаружен даже проход в подземные коммуникации, который еще нужно обследовать. А гостиница уничтожит все это.

Игорь Чернявский: Говорить о характере проекта можно будет лишь в процессе его рассмотрения. На сегодняшний день Министерством культуры согласован архитектурный проект бывшего бернардинского комплекса, которым предусматривается не только реставрация уцелевших монастырских зданий, но и восстановление утраченных, возведенных в конце XIX - начале XX века после упразднения монастыря. В настоящее время в интерьерах монастырских корпусов (ул. Кирилла и Мефодия, 6) выполняются исследования, которые являются основанием для разработки проектного предложения по их приспособлению. Все ценные элементы декора, архитектурные детали подлежат несомненному сохранению независимо от того, будет здесь гостиничный комплекс или же будет принято решение об ином использовании памятника архитектуры.

ул. Кирилла и Мефодия, 8.

Антон Астапович: Здание принадлежало монастырскому комплексу. Было предложено здание разобрать, а потом восстановить в новом материале. Крышу строители сняли самовольно, за что прокуратура оштрафована их на 350 тысяч рублей. Научно-методический совет при Министерстве культуры воспринял это в штыки и обязал найти решение по сохранению этого здания. Снос не разрешили.

Игорь Чернявский: Заказчик работ оштрафован административной комиссией, но не прокуратурой. Для этого сотрудниками управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры по факту нарушения законодательства был составлен протокол об административном правонарушении и в установленном порядке подан в административную комиссию.

Антон Астапович: В этом квартале по нечетной стороне улицы Кирилла и Мефодия по плану 2006 года должна была пройти реконструкция утраченной историко-планировочной структуры с сохранением морфологического типа исторической застройки. Вместо этого делается проект духовно-образовательного центра православной церкви. Нехарактерная деталь для Минска - башня, которую закроет купол псевдовизантийского типа - полностью нарушает внешний вид барочно-ренессансного города. Ведь планировка Минска закладывалась во времена Ренессанса, наш город имеет уникальную ренессансную планировку. Застройка складывалась в барочное время. Многое перестраивалось в XIX веке, но морфотип застройки сохранялся.

Игорь Чернявский: Скорее всего, речь идет не о башне, а о барабане с традиционном для православной конфессии завершением над домовой церковью Духовно-образовательного центра. Вряд ли эта деталь сможет внести такой кардинальный диссонанс в характер застройки. Можно, конечно, спорить об архитектурных достоинствах новых сооружений. Однако встречаются мнения и о приемлемости таких архитектурных решений. В этой части Верхний город имеет значительные утраты и проектировщики сделали попытку восполнения городской среды. Следует отметить, что в Беларуси еще мало примеров высокого уровня адаптации современной застройки в историческую градостроительную среду. Что касается «уникальной ренессансной планировки» Минска, то, скорее всего, можно говорить только о фрагментарном ее сохранении: площадь Свободы и прилегающие улицы Кирилла и Мефодия, Герцена, Музыкальный переулок.

Улица Торговая, 27

Антон Астапович: На этом месте стоял 2-этажный законсервированный дом из красного кирпича под крышей. В 2007 году его полностью сносят, и на его месте возникает новострой - трехэтажное здание.

На противоположной, четной стороне улицы в XVIII, XIX и даже в 50-е годы XX века была плотная городская застройка. Проведены научные исследования, группа молодых архитекторов подняла архивный материал, который подтверждает это, сделана детализация этого квартала. Но государственные проектировщики с конца 2009 года разрабатывают проект реконструкции этой четной стороны. По нему будет нарушена ширина улицы, запланированные кварталы не соответствуют историческому плану, дома 3-4-5-этажные. Такие громадины забьют средневековую застройку Верхнего города. В мае на научно-методическом совете минкульта мы будем отстаивать эту улицу.

Игорь Чернявский: В свое время была рассмотрено проектное предложение по реконструкции застройки улицы Торговой, подготовленное научным руководителем работ в историческом центре Минска Сергеем Багласовым. Архитектором была представлена именно реконструкция, т.к. характер застройки улицы достаточно часто менялся, что не позволяло говорить о цельном ее характере на определенный период. В настоящее время по заказу КУП «Мінская спадчына» разрабатывается новая проектная документация, которая подлежит рассмотрению в соответствии с нормами законодательства. До настоящего времени предложений в Министерство культуры не поступало. Но в любом случае, кто бы его не представил, проект должен иметь научное и методическое обоснование.

Площадь Свободы, 15.

Антон Астапович: Дом стоит на фундаменте XVII века, был построен в XVIII, фасады немножко переделаны в начале XIX столетия. Это единственный городской дворец, который у нас сохранился. Принадлежал роду Пшездецких. Когда проводили комплексные научные исследования, известный художник-реставратор Владимир Ракицкий выявил уникальные интерьерные росписи XVIII столетия, принадлежащие Ивану Дамелю. Но согласно проекту здание отдают под художественную галерею, в которой не уместны никакие росписи. Ракицкий разработал научно-обоснованный, выверенный проект реконструкции этого дворца с реконструкцией интерьеров. Сейчас работы тут приостановлены, будет большое совещание. В таких шикарных интерьерах можно разместить даже административные структуры. Будем надеяться, что отвоюем дворец.

Игорь Чернявский: К большому сожалению, весьма сенсационные заявления относительно авторства выявленных фрагментов росписей, их характера сделаны без какого-либо искусствоведческого обоснования. В высоком уровне профессионализма Владимира Ракитского сомнений нет. Но в практике реставрационной деятельности оправданным является комплексный подход принятия решений, когда специалистами, исходя из их компетенции и на основании выполненных исследований и детальных обоснований, дается заключение как по характеру использованных материалов (штукатурок, грунтов, красок, кирпича, вяжущих растворов и т.д.), так и по стилистическим особенностям росписей. Но основная проблема в другом: здание на площади Свободы, 15, находится в аварийном состоянии, причиной чему стало, вероятно, изменение гидрологии грунтов. Это лишь предварительное мнение.

Немига

Антон Астапович: Многие здания на Немиге, как например здание Холодной синагоги, были снесены еще в советские времена. Но оставались их фундаменты, по которым можно было бы восстановить городскую застройку. Такие фундаменты - историческая матрица, по которой можно проводить научно обоснованную реконструкцию.

Но в 2002 году перед началом строительства паркинга эта матрица была уничтожена, культурный слой вывозили экскаваторами. Мы утратили эту матрицу.

Игорь Чернявский: Для восстановления застройки улицы Немига следовало снести здания института «Промпроект», «Торгового дома «На Немиге», высотного жилого дома, «Дома мод». Но подобных решений никто не принимал. Основные же остатки прежних зданий, если они сохранились, находятся под тротуаром и асфальтом улицы. На месте остатков Холодной синагоги не работали ни экскаваторы, ни археологи.

ул. Революционная, 17.

Антон Астапович: Здание середины XVII века снесли, на его месте строится офисное здание. Два года наше общество ведет переписку с прокуратурами всех уровней. Уголовное дело так и не возбуждено, хотя снесли дом, не имея никаких разрешающих документов.

Игорь Чернявский: Думаю, что отнесение здания к XVII веку, является слишком смелой гипотезой. Оно датируется, скорее, концом 19 века, если не началом 20-го. Строительство же нового здания начато на ранее пустом месте по ул. Городской Вал. Действия в отношении здания по ул. Революционной, 17, осуществлены без разрешения Министерства культуры, которое предусмотрено Законом об охране историко-культурного наследия. Этим фактом занимаются правоохранительные органы. Возможно, слишком медленно идет рассмотрение очевидного вопроса.

Аватар пользователя Гость

Падтрымліваю, але Менск ня вернеш... http://oldmensk.net