Высшее образование – высший приоритет любого цивилизованного человека. Почему? Потому что в современном мире, да и несколько последних столетий наличие высшего образования является свидетельством принадлежности его обладателя к высшей прослойке человеческого общества - к интеллигенции. Быть интеллигентом в пятом поколении и интеллигентом в первом – имеет огромное значение.
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Так же это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.
В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому».
В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других ВУЗах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.
Система образовательных учреждений
Начальное образование
Начальное образование покрывает первые несколько лет обучения. В разных странах оно начинается в возрасте от пяти до семи лет и занимает до семи лет. В настоящее время не менее 70 % детей в мире получают начальное образование.Усилиями ЮНЕСКО предполагается ввести всеобщее начальное образование в большинстве стран мира к 2015 году. Возраст окончания начального образования в разных странах различен, но в среднем это 11-12 лет. В некоторых странах учреждения начального и среднего образования разделены.
Среднее образование
В развитых странах среднее образование, как и начальное, является обязательным и всеобщим. Возраст окончания среднего образования обычно приближен к наступлению совершеннолетия, после чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования.
В России профессиональное образование также считается средним (средним специальным), хотя за рубежом оно может относиться к высшему образованию.
Высшее образование
В отличие от начального и среднего, высшее образование даже в развитых странах не является всеобщим. В наиболее развитых странах через систему высшего образования проходит до половины населения. Она сама по себе является значимой отраслью экономики, как источник научных знаний и образованных работников для прочих отраслей.
Традиционно высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратура/аспирантура, но в России до присоединения к Болонскому процессу такое разделение относилось только к аспирантуре, а вместо бакалавров и магистров советские ВУЗы готовили специалистов. Основными учреждениями высшего образования являются университеты и колледжи. Выпускники ВУЗов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень. На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или ученой степени зависит от результатов научной работы.
Уровни образования
- Общее образование
- Дошкольное образование
- Начальное общее образование
- Основное общее образование
- Среднее (полное) общее образование
- Дополнительное образование детей
- Профессиональное образование
- Начальное профессиональное образование
- Среднее профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование
- Бакалавриат
- Магистратура
- Послевузовское профессиональное образование
- Аспирантура
- Докторантура
- Повышение квалификации
- Второе высшее образование
- Переподготовка
- Профессиональная подготовка
Высшие учебные заведения Мира
Вузы Европы
Вузы стран Европы являются одними из старейших и престижнейших в мире. «Еду учиться в Европу», - звучит одинаково весомо в устах и американца, и нигерийца, и жителя средней полосы России.
Когда в Европе появились первые университеты - в 1215 году в Париже, в 1303 в Риме, в 1348 в Праге, в 1386 в Гейдельберге, туда потянулись жадные до наук «ваганты» - бродячие студенты из разных государств. Слух об Учебных Заведениях распространился по средневековым городам и деревушкам, откуда дальновидные родители снаряжали на учёбу своих чад. Ныне получить европейское образование мечтает чуть ли не каждый молодой человек чуть ли не в любом уголке мира. Вузы Франции, вузы Чехии, вузы Германии, вуза Великобритании, вузы Польши, вузы Нидерландов, вузы Швеции, вузы Прибалтики тем более привлекательны для молодых парней и девушек, так как многие из них не требуют оплаты за обучение от иностранных студентов - только знание языка преподавания.
Вузы США
Вузы США являются самыми дорогими в мире. При этом самые известные университеты США - Гарвардский, Йельский, Колумбийский, Стенфордский - несмотря на то, что обучение в них обходится в сумму свыше 35 тысяч долларов в год, далеко не самые дорогие в мире. Дороговизна обучения в американских вузах оправдывается богатой и современной технической базой, разнообразием курсов, известностью преподавателей – как правило, учёных-практиков, комфортными условиями проживания для студентов и другими безусловными плюсами.
В США не существует четкого определения самого понятия "высшее учебное заведение". В Соединённых Штатах любое учебное за ведение, осуществляющее дальнейшую подготовку после окончания средней школы, так называемые postsecondary school, могут с равной степенью вероятности называться "колледжем", "школой", "институтом" или даже "университетом". Высшее образование - одна из самых дорогостоящих вещей в США. Получив высшее образование в США, можно рассчитывать на перспективную карьеру в любой стране мира.
Вузы стран СНГ
В категорию вузов стран Содружества независимых государств следует отнести университеты, институты и академии Средней Азии – вузы Казахстана, вузы Киргизии, вузы Таджикистана (не члены СНГ), вузы Туркмении (не члены СНГ) и вузы Узбекистана. Ни для кого не секрет, что экономические проблемы государства влияют на дороговизну образования и необходимость подготовки тех или иных специалистов. Высшее образование в среднеазиатских странах характеризуется дороговизной при том, что уровень жизни населения достаточно низок.
Ещё 3-4 года назад перед правительствами некоторых среднеазиатских стран стоял вопрос о том, как сделать образование доступным и эффективным. В той же Киргизии многие дети из сельской местности не могли учиться только потому, что вынуждены были помогать родителям по хозяйству и на полевых работах. В отдельных вузах процветает коррупция, а система приёма в учреждения образования далеко не прозрачная. В то же время в вузах Узбекистана, например, благодаря зарубежным инвесторам улучшилась материально-техническая база. В большинстве стран действует система государственных грантов на обучение.
В этом же разделе стоит упомянуть учебные заведения Закавказья - вузы Грузии (не член СНГ), вузы Армении и вузы Азербайджана (не член СНГ), а также вузы Молдавии, вузы Беларуси, вузы России и вузы Украины (де-юре не является членом СНГ).
Высшее образование России представлено широким перечнем технических, медицинских, силовых, творческих, гуманитарных вузов, огромным разнообразием частных и государственных высших учебных заведений, среди которых институты, университеты и академии. Правительство России увеличило бюджет высшего образования, реализовало национальный проект «Образование». Теперь там реализуется обширная бакалаврская программа с возможностью в будущем получить специализацию в магистратуре – это позволит готовить узких специалистов в течение 5-6 лет, что отвечает запросам российского общества и рынка.
Высшее образование Беларуси в последние несколько лет сильно «штормило» от многочисленных реформ и нововведений Министерства образования. Однако теперь можно сказать, что некоторые новшества действительно пошли на пользу нынешним абитуриентам, да и самим вузам. Общее централизованное тестирование сделало процедуру поступления в вуз максимально чёткой и прозрачной, уравняло шансы всех поступающих быть зачисленными в вуз, исключило неясные моменты. Теперь для того, чтобы поступить, нужно успешно сдать ЦТ по 3 предметам, собрать все документы и отнести их в университет. Все задания ЦТ черпаются из школьной программы, поэтому для большинства подготовленных абитуриентов не являются не решаемыми.
Сразу оговоримся, что СНГ являлся межгосударственным объединением большинства бывших союзных республик СССР, многие из которых на данный момент либо вышли из состава объединения, либо так и не ратифицировали Устав СНГ. Тем не менее, для простоты изложения определим их к одну категорию «Вузы стран СНГ
Вузы Африки
Для того, чтобы поступить в африканский университет, нужно отучиться в начальной средней школе 3 года и получить свидетельство об образовании старшего уровня среднего образования (SSCE). Экзамены проводятся африканскими экзаменационными советами. Для получения этого сертификата необходимо сдать следующие экзамены: точные науки, английский язык, общественные дисциплины, технические и профессионально-технические предметы. После сдачи этих экзаменов можно поступить в университет, среднетехническое учебное заведение или педагогический колледж.
В африканских странах всегда были большие трудности с любым образованием, и тем более, с высшим. Одной из стран, пришедших на помощь континенту ещё в 60-е годы, стал Советский Союз, принимавший на обучение африканских студентов. Так страны Африки получали необходимых специалистов. В настоящее время эти специалисты занимают ключевые стратегические положения в экономике материка. Но СССР давно нет.
Доступ к высшему образованию остается ограниченным, особенно для сельского населения. Основу системы высшего образования в Африке составляют университеты, на долю которых приходится свыше 80% студентов национальных вузов. В странах Африки на высоком уровне организовано дистанционное образование. Нормальной практикой является отправлять молодёжь учиться за границу.
Вузы Австралии
Исторически сложилось, что австралийская система образования создавалась по образцу британской, и такой она остается по сегодняшний день. В стране с 20-миллионным населением действует 40 университетов, больше 350 колледжей, сотни государственных и частных средних школ. По уровню образования населения Австралия занимает третье место в списке стран – членов Организации экономического развития и сотрудничества.
Австралийская система высшего образования, подобно системам других англоязычных стран мира, относится к многоступенчатым. Ее основу составляют программы бакалавриата (Bachelor degree). Обучение на дневном отделении (full-time) в основном рассчитано на 3 года (не считая некоторых специальностей, подготовка по которым может занимать 4, 5 или даже 6 лет). По окончании выпускникам присваивается степень бакалавра в той или иной области знания и выдается соответствующий документ, признаваемый практически во всех странах мира как полноценный диплом о высшем образовании.
Все австралийские университеты действуют под контролем Министерства образования и соблюдают высокие стандарты качества преподавания и обучения. На этом в целом благополучном фоне выделяется группа лучших, т.н. “группа восьми», в которую традиционно включены 8 университетов: Australian National University, Monash University, University of Adelaide, University of Melbourne, University of New South Wales, University of Queensland, University of Sydney, University of Western Australia. Это флагманы австралийского высшего образования, образующие так называемую «Группу восьми» или «Большую восьмерку».
Вузы Востока
В восточном регионе обозначились шесть стран-лидеров в сфере высшего образования: Китай, Япония, Сингапур, Индия, Таиланд и Филиппины. В Китае и Японии качество образования заметно выше, чем в остальных странах-лидерах, но существенный недостаток заключается в том, что обучение там, в основном, проводится на местных языках (китайском и японском), которые невозможно быстро выучить. В остальных странах обучение ведётся на английском языке. Филиппины и Сингапур отдали предпочтение американской схеме, Индия и Таиланд, как бывшие британские колонии, придерживаются английских традиций.
Вузы Японии:
Поступить в университеты в Японии могут лица, имеющие документ об окончании средней школы. Система высшего образования подразделяется на четыре основные вида образовательных учреждений:
- Университеты полного цикла
- Университеты ускоренного цикла
- Профессиональные колледжи
- Технические институты
В университетах полного цикла обучение продолжается 4 года, однако на медицинском и ветеринарном факультетах — 6 лет. После окончания основного 4-летнего курса обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре в японских вузах — 2 года. Докторантура предполагает 5 лет обучения. Японские вузы имеют уникальный в мире институт "студента-исследователя" — кэнкюсэй. Это значит, что студент, поставивший перед собой цель получения научной степени, имеет возможность заниматься исследовательской работой в выбранной им конкретной области знаний в течение от 6-ти месяцев до 1-го академического года.
Вузы Китая:
В Китае все высшие учебные заведения, а их более сотни, - государственные. Каждый из них имеет строгую специализацию. Это в корне отличает их от европейских или американских вузов, так как в Китае вузы сугубо лингвистические, технические, педагогические и т.д. Учебный год в китайских вузах начинается 1 сентября и заканчивается в начале июля. В 2009 году вузы Китая планируют принять 6,29 миллионов абитуриентов. В Китае нет такого вуза, который не имел бы своего журнала. И в большинстве из них имеются свои издательства.
Китайские студенты не зависимо от специальности изучают 4 обязательные дисциплины: историю китайской революции, научный социализм, философию и политэкономию.
Самым крупным и престижным вузом Китая является Университет Пекина, в котором студенты обучаются на множестве факультетов. У вуза богатая техническая база и расположен он в одном из самых красивых парков Китая.
В Китае можно учиться бесплатно, т.к. правительство Китая каждый год выделяет некоторые бюджетные средства на стипендии для иностранцев. Рассчитывать на стипендию могут в первую очередь те, у кого уже есть начальные знания китайского языка, а также востоковедения. Кроме того, поступить в китайский вуз можно по обмену или поступить в аспирантуру китайского университета. Таковы возможности бесплатного обучения в Китае для иностранного студента.
Вузы Индии:
Образование в Индии относительно дешёвое, по крайней мере, по сравнению с соседней Японией.
Специальностей в индийских вузах много, при желании найдется даже самая редкая. Но наиболее качественно здесь преподают фармакологию (в стране развито производство лекарственных средств), ювелирное дело (Индия богата минералами) и менеджмент.
Отдельно стоит сказать об инженерных и технологических специальностях: сегодня в Индии сосредоточено множество крупных компаний, реализуются масштабные проекты в сфере информационных технологий, поэтому инженеры, компьютерщики, программисты востребованы невероятно. Вузы работают, что называется, под заказ. Технарей здесь готовят очень качественно – выпускников технических специальностей чуть ли не оптом перекупают крупнейшие компании США.
На протяжении веков ведутся дискуссии об образовании — чему и как нужно учить людей.
- Элитарность или эгалитарность: нужно ли давать всем одинаковое образование, или же нужно готовить интеллектуальную элиту, а остальным давать необходимый минимум?
- Делать упор на практически полезные знания или на общее развитие личности?
- Должно ли образование быть специализированным или универсальным?
Общеизвестно, что жизнь человека не прекратиться, если он, дожив до определённого возраста, так и не смог заполучить заветный диплом о высшем образовании. Однако велик шанс того, что её качество существенно изменится. К худшему. Скромнее должность в фирме, меньше заработная плата, хуже условия проживания и качество пищи. Последствия можно описывать бесконечно долго. Нет, никто не умрёт и не скатится к черте бедности, однако перспективы карьерного роста и финансового процветания человека без высшего образования куда более скромные, чем дипломированного специалиста.
Подобная ситуация рождает массу несправедливостей. К примеру, специалист с большим стажем работы и до мозга костей практик, а не теоретик может «пролететь» над высокооплачиваемой должностью только потому, что компании требуется подтверждение его компетентности в виде «корочек» - диплома о высшем образовании. Подобное несправедливое положение дел усугубляет недальновидное и поверхностное законодательство. Например, согласно белорусскому законодательству, сотрудник любой компании, не имеющий диплома о получении образования в вузах Беларуси, вузах Украины, вузах России – да хоть в вузах Казахстана или вузах Молдовы - не имеет права занимать руководящие должности. Таким образом, в компании вливаются потоки малоопытных вчерашних студентов, не способных самостоятельно решать трудные задачи.
Но в целом всё не так уж плохо. Наличие высшего образования даёт массу положительных моментов. В высших учебных заведениях люди овладевают коммуникационными навыками, получают массу специализированной информации, практические навыки в период производственных и учебных практик, а также семинаров и лабораторных работ, вырабатываю системное мышление. В конце концов, в университетах обычно появляются самые дружеские и любовные отношения, которые являются более зрелыми и стабильными, чем, например, школьные. А жизнь в общежитии – это вообще самая суровая и плодотворная школа жизни!
Взято с Универа
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии